Кадры из фильма

    Все кадры

    Рецензия на фильм Одержимость

    Новая кинолента «Одержимость» целиком и полностью подтверждает правильность вышеприведенного изречения. Несколько лет назад Мэтью (Джош Хартнетт) был безумно влюблен в Лизу (Дайана Крюгер); артистку балета. Нелепая случайность прервала их встречи и влюбленные потеряли друг друга, казалось, навсегда. Случайное пересечение жизненных путей спустя два года заставило сердце Мэтью снова запылать огнем страсти. Беда лишь в одном, понимая, что Лиза сейчас находится в его городе, Мэтью никак не может найти ее. Все координаты любимой женщины давно стерты из его записных книжек. Методом случайного подбора баз данных влюбленный пытается настигнуть свою прошлую, но не ушедшую навсегда любовь. Однако, в последний момент в его планы вторгается инфернальное «нечто» и заметает следы объекта поисков песком забвения.

    При просмотрах кинолент о любви зритель обычно настраивается на меланхоличный лад, пытаясь прочувствовать, а не продумать происходящее на киноэкране. В этот раз при просмотре не работать головой не удастся. Фильм построен на чередовании прошедшего и настоящего, закольцовывая времена в единую цепь событий. Постоянно возвращаясь к событиям двухлетней давности, кинофильм постепенно раскрывает секреты и тайные пружины, приводящие в движение жизни героев в настоящем.

    Нечто похожее мы могли заметить в киноленте «Вечное сияние чистого разума», в которой главный герой спасал свою память от аннигиляции. В «Одержимости» Мэттью спасает свою любовь от другой любви, закольцевавшей судьбы главных героев невидимыми нитями. Кто может рассудить, какая из любовей более справедлива? Какой из них суждено жить, а какой умереть, разорвав насильно скованные кольца?

    «Одержимость» - фильм о той настоящей любви, которая, придя однажды, не отступает уже никогда. Это наваждение, как всегда, подстегивается препятствиями к осуществлению мечтаний. Что делать женщине, актрисе, сопернице, если она любит мужчину, который любит ее подругу. Моральные нормы отступают, когда на сцену выходит ее величество Страсть.

    «Архаизировать и европеизировать» в данном случае означало «калькировать» – такой вывод формируется даже без очного знакомства с оригиналом. Этот фильм опоздал появиться. Опоздание кажется безнадежным даже в сравнении с четвертью века между французским и американским «На последнем дыхании». Все-таки, одно дело, когда киноспектакль ставит 85-летний классик Ингмар Бергман, и другое – когда каменное, «камерное» лицо делает кумир молодежной аудитории Джош Хартнетт (а городской пейзаж здесь использован как разновидность камерной обстановки). Спасает ситуацию забавный, хоть и порядком заезженный кинотрюк. Благодаря «Трое» мы знаем, кто такая Роуз Берн, и обнаруживаем ее в фильме где-то на 45-й минуте. Спустя некоторое время выясняется, что она появлялась в кадре раньше (об этом, в принципе, можно было догадаться, сопоставив данные об актерском составе и акцент на вроде бы второстепенном персонаже). Потом – что появлялась она еще раньше, чем просто раньше. И наконец – что появлялась она вообще в самом начале фильма, чуть ли не в массовке. В финале картины странная конструкция – не то треугольник, не то пятиугольник – выравнивается, выпрямляется в отрезок Мэтт-Лиза, и между ними уже не будет никаких точек. Говорят, любовь-эрос, любовь-страсть часто бывает скоротечна – однако, если это и в самом деле любовь, у нее есть шансы. А что до постигшей их напасти – если это и в самом деле одержимость, то при направлении ее в более полезное русло результаты подчас оказываются фантастическими.
     

    Голосование

    Сколько раз вы смотрели фильм Одержимость?